Оружие Второй Мировой Войны - ИСТРЕБИТЕЛИ - Messerschmitt Me.262 «Швальбе»
Оружие Второй Мировой Войны
ИСТРЕБИТЕЛИ - Messerschmitt Me.262 «Швальбе»
Поиск


Меню сайта


Реклама


Реклама


Ссылки сайта
Недорогой хостинг вашему сайту



Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.09.2014, 17:24

Люфтваффе

Messerschmitt Me.262 «Швальбе» (ласточка)

  Проектирование первого в мире серийного истребителя с двумя турбореактивными двигателями Ме-262 «Швальбе» фирма «Мессершмитт» начала еще в 1938 году, когда появились первые обнадеживающие результаты испытаний турбореактивных двигателей.
Основанием для проектирования было задание Министерства авиации Германии создать экспериментальный самолет для испытаний в полете турбореактивных двигателей Р3302 тягой 600 кг, которые фирма «BMW» обязалась поставить до конца 1939 года. 

Хотя в задании Министерства авиации шла речь о создании экспериментального самолета, конструкторы фирмы «Мессершмитт» предусмотрели возможность дальнейшего развития его в реактивный истребитель.

Спроектированный ими самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двумя двигателями, расположенными под центропланной частью крыла с внешней стороны основных стоек шасси. Трехколесное шасси самолета первоначально было выполнено по обычной для того времени схеме с хвостовым колесом, но затем было изменено на шасси с носовым колесом, так как оно лучше соответствовало большим взлетно-посадочным скоростям этого самолета. 

Самолет имел трапециевидное крыло с относительно большой стреловидностыо по передней кромке (18°35'), угол поперечного V составлял 5°45'. Крыло было снабжено автоматическим предкрылком (вдоль всего размаха) и выдвижными закрылками. 

Фюзеляж самолета имел несколько необычную форму поперечного сечения в виде расширяющегося вниз треугольника со скругленными углами. Такая форма позволяла убирать в фюзеляж основные стойки шасси и была признана предпочтительной с точки зрения аэродинамики. В передней части фюзеляжа находились отсек для передней стойки шасси, отсек вооружения и бензобак. Далее следовала кабина пилота, оборудованная катапультируемым сиденьем, и еще один бензобак. 

  

Планер самолета был готов весной 1941 года, однако из-за задержек с разработкой турбореактивного двигателя Р3302, получившего официальное обозначение BMW-003, летные испытания проводились с использованием обычного поршневого двигателя Юмо-210, установленного в носовой части фюзеляжа. Первый полет с этим двигателем был совершен 18 апреля 1941 года. 

Пригодные для установки на самолете двигатели BMW-003 поступили на завод фирмы «Мессершмитт» только в ноябре 1941 года, а первый полет с ними был совершен 25 марта 1942 года. В полете оба двигателя отказали, и катастрофа не произошла только потому, что летчику удалось включить поршневой двигатель, предусмотрительно не демонтированный с самолета. 

Так как кроме низкой эксплуатационной надежности двигатели BMW-003 оказались и недостаточно мощными, мотогондолы Ме-262 были перепроектрованы для установки в них турбореактивных двигателей Юмо-004, успешно выдержавших 10-часовые испытания и развившие тягу 1000 кг. Первый полет Ме-262 с этими двигателями состоялся 18 июля 1942 года. 

Хотя на летных испытаниях Ме-262 развивал скорость более 800 км/час, а его скороподъемность была вообще вне конкуренции, командование Люфтваффе относилось к самолету прохладно: промышленность Германии выпускала огромное количество истребителей с поршневыми двигателями Me-109 л Fw-190, которые успешно боролись с авиацией союзников.

 
  

Запуск в серийное производство принципиально новой авиатехники представлялся делом слишком рискованным. Впрочем, чтобы закрепить достигнутые успехи, фирме «Мессершмитт» летом 1942 года были заказаны 15 истребителей Ме-262, а в конце года это количество было увеличено до 30 машин. Так неспешно продолжалась работа над истребителем Ме-262 до 26 ноября 1943 года, когда самолет был показан Гитлеру. На вопрос последнего конструктору Вилли Мессершмитту, возможно ли переделать истребитель в скоростной бомбардировщик «Блиц-бомбер», тот ответил, что такая возможность была предусмотрена с самого начала и что на внешней подвеске самолет может нести одну 1000-кг бомбу или две 500-кг бомбы. Гитлер воскликнул: «Это тот «Блицбомбер», в котором я нуждаюсь», — и дал распоряжение организовать выпуск самолета в модификации бомбардировщика. 

Заинтересованность Гитлера в таком самолете объяснялась тем, что он понимал, что открытие второго фронта уже не за горами и что для удержания высадившихся на побережье войск союзников в течение 6–8 часов, пока к участку высадки подойдут подвижные соединения германских войск, необходим именно такой сверхскоростной бомбардировщик, способный прорваться сквозь завесу истребителей противника, нанести удар по войскам и кораблям и безнаказанно вернуться на базу для подготовки к следующему полету. 

Как это ни удивительно, требование Гитлера было проигнорировано командованием Люфтваффе. К моменту высадки союзников в Нормандии (6 июня 1944 года) в боевых частях Люфтваффе было не более 30 самолетов Ме-262. Причем все они были выпущены в модификации истребителя. Более того — ни один пилот и ни один самолет не были готовы к выполнению боевых задач. Так был упущен выпавший этому образцу «чудо-оружия» единственный шанс оказать влияние на ход второй мировой войны. 

 
 

Тем не менее работы над самолетом продолжались. К началу 1945 года темп выпуска Мс-262 достиг 36 машин в неделю. К этому времени представители Люфтваффе приняли от промышленности в общей сложности 564 самолета, однако в боевых частях находилась лишь 61 машина. Примерно в три раза больше машин числилось в учебных подразделениях, примерно 150 машин было сбито в боях, уничтожено на земле или потеряно в результате аварий и около 200 самолетов застряло где-то на железной дороге — в целях экономии бензина самолеты после приемки разбирали, грузили на железнодорожные платформы и отправляли в части Люфтваффе по железной дороге, хотя в воздухе в это время уже хозяйничала авиация союзников и железнодорожные перевозки были ею почти заблокированы. 

Всего за время войны было выпущено более 1400 Ме-262 всех модификаций. При этом истребители Ме-262 сбили примерно 150 самолетов союзников, потеряв при этом 100 машин, а результаты боевой деятельности истребителей-бомбардировщиков были настолько малы, что о них практически не упоминалось в военных сводках. 

В качестве причин столь низкой боевой эффективности этого «чудо-оружия» называют недостаточную обученность летчиков, хаотическое снабжение, низкую эксплуатационную надежность самолета в целом и его двигателей в частности. 

Конструкция Ме-262 послужила основой для разработки аналогичных самолетов в Японии и СССР. Японский аналог Ме-262 самолет-истребитель Накадзима J8N1 «Кикка» был впервые поднят в воздух 7 августа 1945 года, то есть на следующий день после атомной бомбардировки Хиросимы и за несколько дней до капитуляции Японии. К моменту капитуляции в разной стадии готовности находилось 19 таких самолетов. 

 
 

Созданный в Советском Союзе по образцу Ме-262 истребитель Су-9 стал своего рода жертвой борьбы хорошего с лучшим: пока проходили его летные испытания ОКБ П.О. Сухого подготовило проект более совершенного Су-11, а к завершению испытаний последнего оказалось, что производственные мощности авиазаводов уже заняты выпуском МиГ-9 и Як-15. 

Иначе сложилась судьба чехословацких «Мессершмиттов». Дело в том, что в годы войны чехословацкие заводы выпускали для Люфтваффе практически полную номенклатуру комплектующих изделий к Ме-262, включая турбореактивные двигатели BMW и Юмо. Поэтому вскоре после окончания войны производство самолетов было продолжено уже для нужд ВВС Чехословакии. Выпускались одноместный истребитель Авиа S-92 и учебно-тренировочный двухместный самолет Авиа CS-92. Первый полет истребителя S-92 состоялся уже 29 августа 1946 года. Эти самолеты состояли на вооружении чехословацких ВВС до замены их советскими ЯК-23 и МиГ-9 в середине 50-х годов. 

   ЛТХ Me.262A-la
 Размах, м 12, 65
 Длина, м 10, 60
 Высота, м 3, 83
 Площадь крыла, м2 21, 70
 Вес пустого, кгс: 4000
 Вес взлетный, кгс: 6775
 Крейсерская скорость, км/ч 845
 Максимальная скорость на высоте 6000 м, км/ч 870
 Время набора высоты 9000 м, мин 13, 2
 Скороподъемность, м/мин 1200
 Дальность, км 845
 Потолок, м 11400
 Экипаж, чел 1 
 Двигатели, 2 Реактивных Jumo 004B-1, В-2 или В-3 с тягой 900 кг 2х900 
 Вооружение, 4 Пушки 30-мм. МК 108

 Страна-производитель Германия
 Разрабочик Messenschmitt Flugzeugbau
 Год принятия на вооружение 1941
 Кол-во выпущенных экземпляров ~ 1100
 Состоял на вооружении в странах Германия 

 

  

 


 Основные модификации

Me.262 Vl/5 первые прототипы; турбореактивные двигатели Jumo 004A с тягой 740 кг; VI имел поршневой двигатель Jumo 210G (675 л.с.); не вооружены 5

Me.262A-0 предсерийный и прототип; установлена герметичная кабина; на некоторых самолетах были установлены бомбодержатели; бомбовая нагрузка - 1000 кг; мог нести ракеты 23

Me.262А-1а начальная серия; вооружение: 4 х МК 108

Me.262A-1/U1 модификация А-la; вооружение: 2 х MG 151/20, 2 х МК 108, 2 х МК 103 3

Me.262А-la/U3 версия разедчика; в носовом отсеке установлены 2 фотокамеры; изменено вооружение

Me.262A-lb как A-la; мог нести 24 подкрыльевые 35-мм ракеты DWM R4M класса «воздух - воздух»

 

 

Me.262A-2a версия истребителя-бомбардировщика; как А-la; установлены 2 пилона для 500-килограммовых бомб 

Me.262A-2a/Ul версия пикирующего бомбардировщика; без МК 108 (н.н.); только опытные модели 2

Me.262A-2a/U2 модификация А-2а; цмел остекление носовой части фюзеляжа (для бомбардира); установлен бомбардировочный прицел Lofte 7H; бомбовая нагрузка как у А-2а; без стрелково-пушечного вооружения; только опытная модель

Me.262A-3 проект версии штурмовика

Me.262A-5a версия истребителя-разведчика; носовой фотоотсек и вооружение как у A-la/U3; мог нести 2 топливных бака

Me.262B-la версия двухместного учебно-тренировочного самолета; вооружение как у А-la 15

Me.262B-la/Ul промежуточная версия ночного истребителя; вооружение как у А-la; установлены радары FuG 218 Neptun и FuG 350 Naxos (конверсия B-la) 

Me.262B-2a версия ночного истребителя; модификация В-la; удлинен фюзеляж; увеличен запас топлива; радар и вооружение как у B-la/Ul; дополнительно устанавливалась пушечная система Schrage Musik (2 х МК 108)

Me.262C-la Heimatschutzer I двигатели Jumo 004С; имел хвостовой ракетный стартовый ускоритель Walter RII-211/3; одна конверсия А-1а

Me.262C-2b Heimatschutzer II имел турбореактивные двигатели (2 х BMW 003A) с тягой 700 кг и ракетный стартовый ускоритель BMW 109-718 с тягой 1080 кг; одна конверсия С-1а

Me.262C-3 модификация С-la; имел ракетный стартовый ускоритель Walter RII-211/3; только проект

Me.262Б модификация Me.262A-la; в носовой части фюзеляжа установлена 50-мм пушка ВК 5



Создать сайт бесплатно