Оружие Второй Мировой Войны - ИСТРЕБИТЕЛИ - И-15 И-16
Оружие Второй Мировой Войны
ИСТРЕБИТЕЛИ - И-15 И-16
Поиск


Меню сайта


Реклама


Реклама


Ссылки сайта
Недорогой хостинг вашему сайту



Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.09.2014, 17:20

СОВЕТСКАЯ АВИАЦИЯ

ИСТРЕБИТЕЛИ

Поликарпов И-16

   

В середине 30-х годов не было, пожалуй, истребителя, который пользовался бы такой широкой известностью в авиационных кругах как И-16 (ЦКБ-12), сконструированный коллективом, возглавляемым Н.Н.Поликарповым. По своему внешнему виду и летным качествам И-16 резко отличался от большинства своих серийных современников. Минимальные размеры, "бочкообразный" толстый фюзеляж, маленькое крыло, площадью вместе с подфюзеляжной частью в 14,54 кв.м и заголовник кабины летчика, переходивший в вертикальное оперение.

Конструкция И-16 — смешанная. Фюзеляж — деревянный, монокок выклеенный из шпона, с толщиной стенок от 4 мм в передней до 2,5 мм в хвостовой части. Каркас фюзеляжа составляли четыре лонжерона и 11 шпангоутов — рамных, из сосновых реек фанерных стоек, коробчатого сечения; стрингеры — рейки, врезанные в шпангоуты. Для технологичности монокок изготовлялся из двух половин (правой и левой), стыкованных в плоскости симметрии самолета. Лонжероны центроплана — ферменные; нервюры — ферменные цельнодуралюминовые из коробчатых профилей.

  Обшивка центроплана — целиком из дюралюмина. Лонжероны консолей крыла — с полками из стальных труб и стенками из дюралюмина. Соединение полок лонжеронов центроплана и консолей — накидными гайками. Носок крыла — дуралюмин 0,5 мм, зализы — выклеенные из шпона. Обтяжка консолей — полотно. Элероны — щелевые, отчасти выполнявшие функцию закрылков путем одновременного опускания на 15 градусов при посадке. Элероны и оперение — из Д6 с полотном. 

Управление рулем высоты и элеронами — жесткое, рулем направления и шасси — тросовое (кроме последних выпусков И-16). Шасси состояло из двух отдельных пирамид и было оригинальной конструкции, свойственной тому времени, когда пневмо— и гидросистемы с силовыми цилиндрами еще не вошли в практику и распространены были лишь механические ручные тросовые приводы от летчика. Вес пустого (тип 10) -1315, взлетный — 1715 кг. Истребитель непрерывно совершенствовался, менялся в деталях, оснащался более мощными двигателями и более сильным вооружением. Но его основная схема, размеры, формы и обводы фюзеляжа, крыла и оперения оставались неизменными.

 
 

И-16 создавался как скоростной истребитель, в котором одновременно преследовалась цель достижения максимальной маневренности для ведения воздушного боя. Для этого центр тяжести в полете был совмещен с центром давления примерно на 31% САХ. Имело место мнение, что в этом случае самолет будет более маневренным. На самом деле получилось, что И-16 стал практически недостаточно устойчивым, особенно на планировании, требовал большого внимания от летчика, реагировал на малейшее движение ручки. И наряду с этим не было, пожалуй, самолета, который производил бы такое большое впечатление на современников своими скоростными качествами. Маленький И-16 воплощал в себе идею быстроходного самолета, выполнявшего к тому же очень эффективно фигуры высшего пилотажа, и выгодно отличался от любых бипланов. После каждой модификации скорость, потолок и вооружение самолета возрастали.

 
 

Первые серийные истребители, построенные в 1934 году с двигателем М-22, развивали скорость до 360 км/час. Самолеты последних серий производства 1939 года, с двигателем М-62, летали уже со скоростью 460-490 км/час.

Вооружение И-16 выпуска 1939 года состояло из двух пушек и двух пулеметов. Известны следующие модификации И-16: И-16 — М-22 (ЦКБ-12), И-16 дублер (ЦКБ-12 бис), И-16 тип 4 (ЦКБ-12 бис ) с двигателем М-25, И-16 тип 5 с двигателем М-25. С истребителем И-16 связаны многие славные страницы истории советской авиации. Самолеты первых серий получили боевое крещение в схватках с фашистами в небе Испании. 

На машинах последующих выпусков с установками для реактивных снарядов наши летчики громили японских милитаристов на Халхин-Голе. И-16 принимали участие в боях с немецко-фашистской авиацией в первый период Великой Отечественной войны. На этих истребителях сражались и одержали немало побед дважды Герои Советского Союза Г. П. Кравченко, С. И. Грицевец, А. В. Ворожейкин, В. Ф. Сафонов и другие летчики.

 
 

И-16 типов 5 и 10 в больших количествах применялся республиканской авиацией Испании. Был пушечный вариант самолета, И-16П (2 пушки ШВАК), И-16 типа 17 предназначался для штурмовки. Вооружение — 2 пушки ШВАК, 2 пулемета ШКАС, 200 кг бомб на внешней подвеске. И-16 типа 24 (1939) оснащен двумя пушками ШВАК, двумя пулеметами ШКАС. Иногда ставили четыре ШКАСа и один синхронный крупнокалиберный пулемет БС. Самолет вооружали также шестью реактивными снарядами РС-82. Бомбовая нагрузка — до 200 кг. В ходе развития полетный вес И-16 вырос более чем в полтора раза. И-16 типа 24 принял участие в начальном периоде Великой Отечественной войны. И-16, приспособленные для пикирующего бомбового удара, стали частью "звена" — СПБ ("составного пикирующего бомбардировщика" — самолета-носителя ТБ-3 и двух И-16 , которые подвешивались у него под крылом), уничтожившего в 1941 году Черноводский мост (Румыния) через Дунай.

   ЛТХ Тип 5

  Размах, м   9,00  
  Длина, м    5,98
  Высота, м    3,25
  Площадь крыла, м2    14,54
  Вес пустого, кгс:    1118
  Вес взлетный, кгс:    1508
  Максимальная скорость у земли, км/ч   390
  Максимальная скорость на высоте 2700 м, км/ч   445
  Время набора высоты, мин 3400 м    4,0
  Дальность, км    540
  Потолок, м    9100
  Экипаж, чел    1
  Двигатели

 М-25А (730 л.с.)

  Вооружение
 2 Пулемета 7,62 ШКАС 
 2 Бомбы 200 кг
  ЛТХ тип 24

  Размах, м  Потолок, м 9700   9,00  
  Длина, м    6,13
  Высота, м    3,25
  Площадь крыла, м2    14,54
  Вес пустого, кгс:    1382
  Вес взлетный, кгс:    1882
  Максимальная скорость у земли, км/ч    410
  Максимальная скорость на высоте 2700-4700 м    462
  Время набора высоты, мин 3400 м   3,4
  Дальность, км    440
  Потолок, м    9700
  Экипаж, чел    1
  Двигатели

 М-63 (900 л.с.)

  Вооружение
 2 Пулемета 7,62 ШКАС 

 3 Бомбы 500 кг

 4-6 Ракеты РС-82

 Страна-производитель СССР

Заводы № 21, 39, 153
Разрабочик ОКБ Поликарпова Н.Н.
Год принятия на вооружение 1933
Кол-во выпущенных экземпляров 9450
Состоял на вооружении в странах СССР, Испания, Китай, Финляндия, Румыния, Япония

Основные модификации

ЦКБ-12 опытный; двигатель М-22; установлен металлический винт без кока и сдвижной вперед фонарь; вооружение: 2 х ШКАС; имел неубирающиеся лыжи, а затем убирающееся колесное шасси 


ЦКБ-12бис (И-16 дублер) двигатель РЦФ-2 (712 л.с.); имел капот меньшего диаметра; установлены неубирающиеся лыжи, а затем убирающееся колесное шасси

И-16 тип 4 серийный; версия истребителя; двигатель М-22 и (позже) М-25; имел удлиненный цилиндрический капот NACA; без сдвижного фонаря; установлены бронеспинка и механизм зависания элеронов

ЦКБ-18 (И-16 штурмовик) опытный; двигатель М-22; установлено бронирование кабины; вооружение: 4 х ШКАС (или ПВ-1), бомбовая нагрузка - 100 кг (1 экз.); 2 экз. типа 5 имели шесть ШКАС

ЦКБ-29 (СПБ) опытный; версия скоростного пикирующего бомбардировщика; применялся в связке с ТВ-3; двигатель РЦФ-3; установлен пневматический механизм уборки шасси; вооружение: 2 х ШКАС и 200 кг бомб

И-16П (пушечный) опытный; модификация типа 5; двигатель РЦФ-3; вооружение: 2 х ШКАС (синхронные), 2 х ШВАК (в центроплане) и бомбодержатели (1 экз.)

И-16 тип 5 серийный; модификация типа 4; версия истребителя; двигатель М-25А (730 л.с.) (бывший РЦФ-3); изменена конструкция капота; установлены воздушный винт АВ-1, кок и храповик для запуска; в начале имел закрытую, а позже - открытую кабину; удлинен козырек; уменьшены по размаху элероны; вооружение: 2 х ШКАС; установлены бомбодержатели

И-16 тип 6 серийный; как тип 5; двигатель М-25А (730 л.с.); имел открытую кабину; усилен планер; установлен третий ШКАС

И-16 тип 10 серийный; как тип 5; двигатель М-25В (750 л.с.); вооружение: 4 х ШКАС; усилена конструкция планера и система управления; увеличен вес; сдвижной фонарь заменен неподвижным козырьком; установлены посадочные щитки и убирающиеся лыжи; модифицированы элероны; изменена маслосистема

И-16 тип 12 серийный; модификация типа 5 и 10; вооружение: 2 х ШКАС и 2 х ШВАК

И-16 тип 14 (УТИ-2) версия учебно-боевого самолета; двухместная модификация типа 4; без вооружения

И-16 тип 15 (УТИ-4) версия учебно-боевого самолета; двухместная модификация типа 5 или 10; двигатель М-25А (730 л.с.); двойное управление; подъемник шасси установлен во второй кабине; позже установлен двигатель М-25В, модифицированы капот двигателя, шасси и костыль; на поздних сериях установлены дополнительные бензобаки; некоторые самолеты имели оборудование для ночных полетов и неубирающееся шасси; без вооружения 1640

И-16 тип 17 серийный; модификация типа 10; двигатель М-25В; вооружение: 2 х ШКАС и 2 х ШВАК (иногда добавлялся один БС); бомбовая нагрузка - 200 кг; усилен центроплан; изменена конструкция шасси; костыль заменен колесом; устанавливалось лыжное шасси 

И-16 ТК опытный; модификация типа 10; установлены 2 турбокомпрессора и ВИШ 

И-16 тип 18 серийный; модификация типа 10; двигатель М-62 с нагнетателем; установлен ВИШ-6А и (позже) АВ-1; усилена моторама; установлен протектированный бензобак; изменена маслосистема; вооружение: 4 х ШКАС

И-16 тип 24 серийный; модификация типа 18; двигатель М-63 с ВИШ АВ-1 и новым коком; усилена конструкция; изменена конструкция крыла; модернизированы шасси с хвостовым колесом и посадочные щитки; установлен второй откидной борт; имел 2 подвесных бака; вооружение: 2 х ШКАС и 2 х ШВАК (иногда 4 х ШКАС и 1 х ВС); позднее установлены направляющие для шести РС-82; бомбовая нагрузка - 500 кг

И-16 тип 27 модификация типа 17; двигатель М-62; моторама как у типа 18

И-16 тип 28 модификация типа 27 и 24; двигатель М-63

И-16 тип 29 серийный; модификация типа 24; двигатель М-63; уменьшен диаметр воздушного винта; изменено положение маслорадиатора; установлено укороченное шасси; некоторые самолеты имели радиостанцию; вооружение: 1 х БС, 2 х ШВАК, 6 х РС-82 

  ‹назад на главную


Создать сайт бесплатно