СОВЕТСКАЯ АВИАЦИЯ
ИСТРЕБИТЕЛИ
Яковлев Як-3
|
Поднятые с прифронтового аэродрома 18 краснозвездных истребителей типа Як-3 июльским днем 1944 года встретились над полем боя с 30 истребителями противника. В быстротечной ожесточенной схватке советские летчики одержали полную победу. Они сбили 15 фашистских самолетов, а потеряли лишь один. |
Бой подтвердил еще раз высокое мастерство наших летчиков и великолепные качества нового советского истребителя.
Самолет Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А.С.Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1М. От своего предшественника Як-3 отличался меньшим крылом (его площадь 14,85 квадратных метров вместо 17,15 ) при тех же размерах фюзеляжа и рядом аэродинамических и конструктивных улучшений.
Воздухозаборник маслорадиатора под двигателем ВК-105ПФ2, перенесенного в крыло, был упразднен и заменен входными отверстиями в носке крыла. Вес пустого Як-3 был всего 2105 кг, взлетный — 2650 кг.
Это был один из самых легких истребителей в мире первой половины сороковых годов. Высокая скорость (более 650 км/час с двигателем ВК-105ПФ и 720-740 км/час с двигателями ВК-107 и ВК-108), отличная скороподъемность (время набора 5 тыс. м-4,1 мин.), хороший потолок (11800 м) и маневренность, простота в пилотировании сделали Як-3 любимым самолетом наших летчиков-истребителей. В конструкции Як-3 был воплощен опыт коллектива, уже создавшего ряд отличных боевых машин, и советы летчиков, которые на них воевали, достижения промышленности, которая дала конструкторам материалы, позволившие спроектировать машину с нагрузкой на крыло, близкой к 200 кг/кв.м. В заключении НИИ ВВС отмечалось, что Як-3 с двигателем ВК-107А "...по основным летно-техническим данным в диапазоне высот от земли до практического потолка является лучшим из известных отечественных и иностранных истребителей". Заводы построили 4848 самолетов Як-3.
ЛТХ Як-3 ВК-105ПФ2 Размах, м 9,20 Длина, м 8,50 Площадь крыла, м2 14,85 Вес пустого, кгс: 2123 Вес взлетный, кгс: 2692 Максимальная скорость у земли, км 567 Максимальная скорость на высоте 4100 м, км 646 Время набора высоты 5000 м, мин 4,5 Дальность, км 648 Потолок, м 10400 Экипаж, чел 1
Двигатели ВК-105ПФ2 (1240 л.с.) 1х1240
Вооружение 1 Пушка 20 ШВАК (м-п) 2 Пулемет 12,7 УБС
Страна-производитель СССР Заводы № 31, 292 Разрабочик ОКБ Яковлева А.С. Год принятия на вооружение 1943 Кол-во выпущенных экземпляров 4848 Состоял на вооружении в странах СССР, Франция
| 

 |
Основные модификации
Як-1М М-105ПФ опытный экз. № 1; развитие Як-1 и Як-9; установлено крыло как у Як-9, но с меньшей площадью; фюзеляж, шасси и хвостовое оперение как у Як-1 с небольшими изменениями; установлены реактивные выхлопные патрубки; маслорадиатор установлен в центроплане крыла; новый водорадиатор; вооружение: 1 х ШВАК и 1 х УБС
Як-1М М-105ПФ2 «Дублер» опытный экз. № 2; как 1-й; улучшены аэродинамика, конструкция шасси и бронирование; установлены новые масло- и водора-диаторы, ВИШ-105СВ-01; вооружение: 1 х 1ПА-20М (м.-п.) и 2 х УБС; изменено оборудование кабины
Як-3 ВК-105ПФ2 серийный; как «Дублер»; версия истребителя; незначительно изменена конструкция планера и шасси; улучшена аэродинамика; уменьшена емкость бензобаков; вооружение: 1 х ШВАК и 1 х УБС или (позже) 2 х УБС; установлено новое радиооборудование
Як-3ПД опытный; версия высотного истребителя; двигатель ВК-105ПД и ВК-105ПВ; увеличена площадь крыла
Як-3П ВК-105ПФ2 серийный; версия пушечного истребителя; вооружение: 1 х Б-20М (м.-п.) и 2 х Б-20С (синхронные); незначительно изменена конструкция планера; установлено новое радиооборудование
Як-3Т ВК-105ПФ2 опытный; модификация Як-3 ВК-105ПФ2; установлен ВИШ-105Л-28; изменена конструкция планера и фонаря кабины; кабина сдвинута на 400 мм назад; установлен новый водорадиатор; вооружение: 1 х Н-37 и 2 х Б-20С
Як-3РД опытный; двигатель ВК-105ПФ2 и ЖРД РД-1; вооружение: 1 х НС-23 (м.-п.)
Як-3ВК-107А опытный; двигатель ВК-107А (1650 л.с.); изменена конструкция планера и винтомоторной группы; варианты вооружения
Як-3 ВК-108 опытный; двигатель ВК-108; изменена конструкция планера и винтомоторной группы
Як-3У АШ-82ФН опытный; двигатель АШ-82ФН; изменена конструкция планера и винтомоторной группы
‹назад на главную
|