Оружие Второй Мировой Войны - ИСТРЕБИТЕЛИ - Messerschmitt Bf.109
Оружие Второй Мировой Войны
ИСТРЕБИТЕЛИ - Messerschmitt Bf.109
Поиск


Меню сайта


Реклама


Реклама


Ссылки сайта
Недорогой хостинг вашему сайту



Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.09.2014, 17:24

Люфтваффе

Messerschmitt Bf.109 

  Самый массовый истребитель второй мировой войны Me-109 был создан конструктором фирмы «Байерише Флюгцойгверке» (Bayerischc Flugzeugwerke) Вилли Мессершмиттом в середине 30-х годов. Первый полет опытного образца состоялся 28 мая 1935 года.
Надо отметить, что появление Me-109 не очень заинтересовало командование Люфтваффе, которое отдавало предпочтение истребителю He-112 фирмы «Хейнкель». Только личное знакомство Мессершмитта с одним из руководителей нацистской партии Германии Рудольфом Гессом позволило ему добиться получения от Люфтваффе заказа на первые 10 опытных экземпляров, которые были подвергнуты весьма жестким летным испытаниям, не выявившим, впрочем, существенных преимуществ Me-109 по отношению к He-112. 

Точку в соревновании двух конструкторов поставила гражданская война в Испании, которая использовалась ведущими странами мира как своеобразный полигон для испытания своих образцов оружия. В составе воевавшего на стороне мятежного генерала Франко немецкого легиона «Кондор» первоначально имелось два «Me-109» и один He-112.

Низкая эксплуатационная надежность и недостаточная боевая живучесть Хейнкеля заставили командование Люфтваффе сделать окончательный выбор в пользу Me-109. В начале 1937 года он был принят на вооружение и уже в феврале этого года в небе Испании появилось 40 самолетов первой серийной модификации Me-109 В-1. 

 
 
Конструкция Me-109 соответствовала наметившейся к середине 30-х годов тенденции к переходу от истребителей-бипланов с двигателем воздушного охлаждения к монопланам с двигателем водяного охлаждения. В передней части относительно длинного и узкого (максимальная площадь поперечного сечения всего 0,955 м2) металлического фюзеляжа первоначально устанавливался двигатель Юмо-210, затем ДВ-600, а на последних модификациях — DB-601 или DB-605. При этом мощность силовой установки самолета за время его серийного производства возросла с 700 до 1475 л.с, а при использовании систем форсирования двигателя GM-1 или MW-50 максимальная мощность могла достигать и 1800–2000 л.с. 

Расположенная в средней части фюзеляжа кабина пилота закрывалась фонарем, состоявшим из козырька, средней части, откидывавшейся на правый борт, и части, находившейся за кабиной. Остекление из высококачественной прозрачной пластмассы обеспечивало пилоту хороший обзор во все стороны. Кабина пилота была оборудована необходимыми навигационными приборами и приборами для контроля за работой систем самолета.

Как правило, на самолете устанавливался кислородный прибор, а в хвостовой части фюзеляжа размещалась радиостанция. На последних модификациях использовалась также самолетная опознавательная радиостанция FuG-25A, представлявшая собой приемопередатчик, принимающий сигналы наземной УКВ-радиостанции и автоматически излучавший ответный условный сигнал. 

 
 
Под сиденьем пилота и за кабиной располагались два металлических топливных бака общей емкостью 400 л. На некоторых модификациях была предусмотрена возможность размещения под фюзеляжем дополнительного топливного бака. 

Самолет имел низкорасположенное трапециевидное в плане крыло с металлической работающей обшивкой, приклепанной впотай. Оно отличалось исключительно малым весом. Например, консоль крыла истребителей Ме-109 модификаций В и D весила без вооружения всего 130 кг. С помощью специальных стыковочных узлов и домкрата консоль крыла могла быть заменена в полевых условиях 1–2 механиками.

Это было достигнуто за счет того, что стойки шасси крепились не на крыле, а на силовом узле фюзеляжа и в полете убирались в крыло, где для них имелись не закрывающиеся створками ниши. Такое решение, впрочем, нельзя признать идеальным — колея шасси оказалась недостаточно широкой, что, в свою очередь, отрицательно сказалось на устойчивости самолета при рулежке на взлетно-посадочной полосе и при взлете. 

Уборка шасси осуществлялась с помощью гидропривода, колеса были снабжены гидравлическими тормозами. 

Хвостовое оперение Ме-109 имело одну конструктивную особенность: расположенный примерно на половине высоты киля и опирающийся на подкосы стабилизатор был выполнен подвижным, так что в зависимости от режима полета пилот имел возможность изменить угол его установки.

Несовершенство узла перестановки стабилизатора, вызвавшее многочисленные аварии самолета, было одной из достаточно многочисленных «детских» болезней, которыми страдали первые модификации самолета.

Однако со времени принятия его на вооружение до начала второй мировой войны у немецких конструкторов было достаточно возможностей для создания и запуска в серийное производство вполне зрелой модификации Ме-109Е.

«Эмиль», как называли немецкие летчики эту модификацию, летал хорошо. Его максимальная скорость на высоте 5000 м составляла 570 км/час (почти на 100 км/час больше, чем у советских истребителей И-16 и И-153), на высоту 1000 м он поднимался за одну минуту, для подъема на 5000 м требовалось 6,3 минуты. 

 

Самолет был устойчив и управляем на всех режимах полета. Важным обстоятельством было и то, что по технике пилотирования он был прост и доступен для летчиков средней и ниже средней квалификации. 

Усиление вооружения Ме-109 происходило примерно теми темпами, в которых повышалась мощность устанавливаемых на нем двигателей. К двум установленным над двигателем синхронным 7,92-мм пулеметам модификации Ме-109В вскоре были добавлены два крыльевых 7,92-мм пулемета (Ме-109С-1), которые на модификации Ме-109Е-1 были заменены 20-мм пушками, на Ме-109Е-3 и на некоторых вариантах Ме-109 F и G дополнительно установили 20-мм пушку, стреляющую через вал пропеллера. Начиная с 1944 года на Ме-109 начали устанавливать и 50-мм пушки МК-108, вес снаряда которой в три раза превышал вес снаряда 20-мм пушки. В варианте истребителя-бомбардировщика Ме-109 мог нести четыре бомбы калибром 50 кг или одну бомбу калибром 250 или 500 кг. 

Благодаря высоким летно-тактическим характеристикам упоминавшаяся выше модификация Мс-109Е находилась в производстве без существенных изменений в течение первых двух лет второй мировой войны, и лишь с 1941 года начали появляться более совершенные модификации F,G и К. В зависимости от установленного оборудования и вооружения каждая модификация имела по нескольку вариантов и подвариантов. Например, модификация G существовала в 12 основных вариантах и в более чем 30 подвариантах, предназначенных, например, для выполнения задач истребителя-бомбардировщика или фоторазведчика. 

Переоборудование самолетов осуществлялось с помощью так называемых «переделочных комплектов». Имелось два вида комплектов: с помощью комплектов первого вида самолеты переоборудовались в заводских условиях, а комплекты второго вида предназначались для переоборудования в полевых условиях силами авиаремонтных подразделений. К обозначению модификации самолетов с комплектами первого вида добавлялись буквы «U» и номер соответствующего комплекта, а при использовании комплектов второго вида — буква «R» и номер комплекта. 

 
 

Истребитель Ме-109 на начальном этапе второй мировой войны как минимум не уступал английским истребителям и превосходил все советские истребители. Этому в немалой степени способствовало совершенствование его аэродинамики по сравнению с первыми образцами. В последующие годы внимание конструкторов к аэродинамике было ослаблено в пользу усиления вооружения и повышения мощности двигателя.

Результат не замедлил сказаться: качественное превосходство истребителей союзников по сравнению с подобными же германскими самолетами стало неоспоримым. Дело дошло до того, что в составленном в августе 1944 года отчете испытательного центра Люфтваффе в Рехлинс, который подверг сравнению летно-тактические данные истребителей Мессершмитт Мс-109 и Норт-Америкен Р-51 «Мустанг», прямо отмечалось, что «лучшим решением было бы приостановить развитие наших истребителей с поршневыми двигателями и начать строить «Мустанг». 

   Модификация: Е-3

   ЛТХ Bf.109 Е-3
 Размах, м 9, 90
 Длина, м 8, 76
 Высота, м 2, 45
 Площадь крыльев, м2 16, 35
 Вес пустого, кгс: 2060
 Вес взлетный, кгс: 2665
 Крейсерская скорость, км/ч 483
 Максимальная скорость у земли, км/ч 467
 Максимальная скорость на высоте 4440 м, км/ч 560
 Время набора высоты 1000 м, мин 1, 1
 Дальность, км 660
 Потолок, м 10500
 Экипаж, чел 1

 Двигатель: DB601Aa (1175 л.с.)

 Вооружение
 2 Пушки 20-мм. MG FF, 20-мм. MG FF/M (мотор-пушка) 
 2 Пулемета 7,92-мм. MG 17 (синхронные) 
   Модификация: F-2

    ЛТХ F-2

 Размах, м 9, 92
 Длина, м 8, 85
 Высота, м 2, 60
 Площадь крыльев, м2 16, 20
 Вес пустого, кгс: 2353
 Вес взлетный, кгс: 2800
 Крейсерская скорость, км/ч 528
 Максимальная скорость на высоте 6000 м, км/ч 600
 Время набора высоты 5000 м, мин 5, 2
 Дальность, км 650
 Потолок, м 11000
 Экипаж, чел 1 

 Двигатели: DB601N (1200 л.с.)

 Вооружение
 1 Пушка 15-мм. MG 151/15 (мотор-пушка) 
 2 Пулемета 9,72 MG17 (синхронные) 
  Модификация: G-2

   ЛТХ G-2

 Размах, м 9, 92
 Длина, м 9, 02
 Высота, м 2, 60
 Площадь крыльев, м2 16, 20
 Вес пустого, кгс: 2253
 Вес взлетный, кгс: 3023
 Максимальная скорость у земли, км/ч 524
 Максимальная скорость на высоте 7000 м, км/ч 666
 Время набора высоты 5000 м, мин 4, 4
 Дальность, км 650
 Потолок, м 12000
 Экипаж, чел 1 

 Двигатели: DB605A (1475 л.с.)

 Вооружение
 1 Пушка 20-мм. MG 151/20 (мотор-пушка) 
 2 Пулемета 9,72-мм. MG 17 (синхронные) 
 
  Модификация: К-4

   ЛТХ К-4

 Размах, м 9, 92
 Длина, м 9, 02
 Высота, м 2, 61
 Площадь крыльев, м2 16, 20
 Вес пустого, кгс: 2346
 Вес взлетный, кгс: 3362
 Максимальная скорость у земли, км/ч 580
 Максимальная скорость на высоте 750 м, км/ч 710
 Время набора высоты 6000 м, мин 7, 5
 Дальность, км 590
 Потолок, м 12200
 Экипаж, чел 1 

 Двигатели: DB 605ASCM (2000 л.с.) 1х2000 

 Вооружение
 1 Пушка 30-мм. МК 108 (мотор-пушка) 
 2 Пулемета 13-мм. MG 131 (синхронные)


 

Страна-производитель Германия
Разрабочик Messenschmitt Flugzeugbau
Год принятия на вооружение 1935
Кол-во выпущенных экземпляров 30573
Состоял на вооружении в странах Германия, Венгрия, Испания, Швейцария, Болгария, Япония, Румыния, Словакия, Хорватия, Финляндия, Италия, Великобритания, Югославия, США, СССР

 

 Основные модификации

Bf.109 VI прототип; двигатель Rolls-Royce Kestrel V(640 л.с.) 1

Bf.109A (Anton) (V2, V3) прототипы; двигатель Jumo 210A (610 л.с.) 2

Bf.109B-01 (V4/6), Bf.109B-02, Bf.109B-03 предсерийные; установлен двигатель Jumo 210 В (600 л.с.)

Bf.109B-0 (V7/13) предсерийные; разные варианты двигателя: V7 - Jumo 210G (675 л.с.); V10/12 - DB600/600A(950/1000 л.с.); V13 - DB 600А(650 л.с.) форсированный; имели разные варианты стрелко-во-пушечного вооружения 8

Bf.109B-1 (Bruno) начальная серия; двигатель Jumo 210Da (680 л.с.); двухлопастный деревянный воздушный винт Schwarz; радиостанция FuG VII; вооружение: 2 х MG 17 (синхронизированные, над мотором) 30

Bf.109B-2 модификация В-1; вариант с двухлопастным металлическим воздушным винтом (по лицензии Hamilton Standart); заводы Messerschmitt и Fieseler 

Bf.109C-1 (Cesar) как В-2; двигатель Jumo 210G (675 л.с.); изменена конструкция; заводы Messerschmitt, Fieseler, Focke-Wulf, Erla

Bf.109C-2 как С-1; вооружение: 5 x MG 17 (два над мотором, два в крыле и один в оси винта)

Bf.109C-4 как С-2; пулемет MG 17 в оси винта заменен пушкой MG FF/M; только проект

Bf.109D-1 (Dora) предсерийный; двигатель DB 600A (1000 л.с.); вооружение: 2 х MG 17 и 1 х MG FF/M

Bf.109D-0 серийный; переходная модель к применению мотора DB 601; вооружение: 4 х MG 17; некоторые изменения были внесены в систему охлаждения мотора и систему выхлопа 175

Bf.109 V14/15 прототипы; двигатель DB 601A-1 (1050 л.с.); вооружение: 2 х MG 17 (над мотором), 2 х MG FF/M в крыле (V14), 2 х MG 17 (над мотором) и 1 х MG FF/M (V15) 2

 

 

 

 

Bf.109E-01/06 предсерийный; двигатель DB 601A (1075 л.с.); объем топливных баков увеличен на 400 л; вооружение: 4 х MG 17 10

Bf.109E-1 (Emil) серийный; двигатель DB 601A; вооружение: 4 х MG 17 (как D-1)

Bf.109E-1/B версия истребителя-бомбардировщика; бомбовая нагрузка - до 250 кг

Bf.109E-2 как Е-1; вооружение: 2 х MG 17 (над мотором), 2 х MG FF (в крыле), 1 х MG FF/A

Bf.109E-3 как Е-1; двигатель DB 601Аа; вооружение: 2 х MG 17 (над мотором), 2 х MG FF (в крыле)

Bf.109E-4 как E-l; двигатель DB 601Aa (1175 л.с.); новый фонарь, установлены бронезаголовник и бронеспинка; модифицировано вооружение: 2 х MG 17, 2 х MG FF (крыльевые)

Bf.109E-4/B версия истребителя-бомбардировщика; как Е-4; бомбовая нагрузка - до 250 кг

Bf.109E-4/N модификация Е-4; двигатель DB 60 IN (1200 л.с.)

Bf.109E-5 версия истребителя-разведчика; модификация Е-4; установлена фотокамера Rb 50/30; вооружение: 2 х MG 17 (над мотором), 2 х MG 17 (в крыле)

Bf.109E-5/N модификация Е-5; двигатель DB 601N (1200 л.с.)

Bf.109E-4/tp, E-4N/tp, E-5/tp, E-7/tp как Е-4, Е-5 и Е-7 соответственно; тропический вариант с фильтрами на входном патрубке компрессора мотора, дополнительными прокладками на внутренних отверстиях самолета и комплектом выживания в пустыне

Bf.109E-6 версия истребителя-разведчика; как Е-5; двигатель DB 60 IN

Bf.109E-7 как E-4N; версия штурмовика; установлен держатель для бомбы весом 50 кг (SC50) или 250 кг (SC 250) или подвесного топливного бака объемом 300 л

Bf.109E-7/U2 как Е-7; дополнительное бронирование нижней части моторной установки (5 мм)

Bf.109E-7/U3 версия истребителя-разведчика; две фотокамеры Rb 12.5/7x9

Bf.109E-7/Z как Е-7; установлена система GM 1

Bf.109E-8 как Е-1; установлен держатель для дополнительного топливного бака или бомб

Bf.109E-9 как Е-7; версия истребителя-разведчика; установлена фотокамера Rb 50/30

Bf.109T-0 предсерийный; палубная версия Bf.109Е-1; установлено устройство для катапультирования и тормозной крюк; модифицировано крыло; конверсия 10

Bf.109T-2 (Teodor) серийный; версия истребителя-бомбардировщика наземного базирования; двигатель DB 60 IN или DB 601 А; без палубного оборудования; бомбовая нагрузка - 250 кг или подвесной бак; завод Fieseler 60

Bf.109 V21/24 прототипы серии F; двигатель DB 601Аа (1175 л.с.) или DB 60IE (1350 л.с.); модифицирован капот двигателя; увеличен кок винта; V23 имел скругленные законцовки крыла; усилена хвостовая часть фюзеляжа; убраны подкосы стабилизатора 4

Bf.109F-0 (Friedrich) предсерийный; двигатель DB 601N; вооружение: 2 х MG 17 (над мотором), 1 х MG FF/M 25

Bf.109F-1 как F-0; изменена конструкция крыла; модифицирован воздухозаборник компрессора; установлен резиновый протестированный топливный бак; за топливным баком установлена 10-мм бронеплита 206

Bf.109F-2 как F-1; на поздних вариантах мотор-пушка MG FF/M заменена на 15-мм пулемет MG 151/15; радиостанция FuG Vila 1500

Bf.109F-3 как F-2; вооружение: 2 х MG 17 и 1 х MG FF/M; двигатель DB 60IE (1350 л.с.) 15

Bf.109F-4 модификация F-3; 15-мм MG 151/15 замена 20-мм MG 151/20; усилена защита летчика; иногда устанавливали накладное бронестекло на козырек фонаря 1841

Bf.109F-2/Z, 3/Z, 4/Z - F-4/Z; как F-2 и F-4 соответственно; установлена система GM 1 и воздушный винт VDM 9-12087A

Bf.109F-ltp, F-2tp, F-4tp, F-4Ztp тропическая версия F-1, F-2, F-4 и F-4/Z

Bf.109F-4/B версия истребителя-бомбардировщика; мог нести 250-килограммовую бомбу

Bf.109F-4/R1/R2/R3/R4/R8 модификация F-4; имел разные варианты полевых модификаций; установлены дополнительное вооружение, топливные баки, фотокамеры

Bf.109G-0 (Gustaw) предсерийный; двигатель DB 601E (1350 л.с.); модифицирован капот двигателя; увеличен маслорадиатор; установлена герметичная кабина; усилено шасси 3

Bf.109G-1 серийный; как G-0; двигатель DB 605A (1475 л.с.); вооружение: 2 х MG 17 над двигателем, 1 х MG 151/20 157

Bf.109G-ltp тропическая версия; установлены специальный фильтр на входной патрубок компрессора мотора, дополнительные прокладки на внутренние отверстия самолета, комплект выживания в пустыне

Bf.109G-1/R2/R3/R6 полевые модификации с системой GM 1, дополнительным топливным баком объемом 300 л, подвесными подкрыльевыми пушками MG 151/20

Bf.109G-2 как G-l; негерметичная кабина; изменена конструкция шасси 1586

Bf.109G-2/U1 заводская модификация; установлен реверсивный воздушный винт Me.P6 

Bf.109G-2/R1/R2/R3/R6 полевые модификации с системой GM 1, дополнительным топливным баком объемом 300 л, подвесными подкрыльевыми пушками MG 151/20 

Bf.109G-3 как G-1; изменена конструкция шасси; радиооборудование FuG 16z

Bf.109G-4 как G-2; изменена конструкция броне-заголовника; радиооборудование FuG 16z

Bf.109G-5 как G-3; устанавливались двигатели DB 605A; вооружение: 1 х MG 151/20, 2 х MG 131; часть самолетов оборудована радиостанцией FuG 16zy и РНК FuG 16zy/D/F 300

Bf.109G-5/AS как G-5; устанавливался двигатель DB 605AS и компрессор мотора DB 603; воздушный винт VDM 9-12159A; отсутствует гермокабина; изменена конструкция бронезаголовника и подвижной части фонаря 175

Bf.109G-5/U2 заводская модификация; как G-5; установлено оборудование системы GM 1 

Bf.109G-5R1/R2/R3/R4/R6/R7 полевые модификации с различными вариантами вооружения, разведывательной и топливной аппаратурой 

Bf.109G-6 как G-5; отсутствует гермокабина; на части самолетов вместо MG 151/20 установлена 30-мм мотор-пушка RB МК 108; антенна Morane 10Y; изменена конструкция хвостовой опоры и фонаря 

Bf.109G-6/R1/R2/R3/R4/R6/R7/R8 полевые модификации с дополнительным и альтернативным подкрыль-евым вооружением или подфюзеляжным держателем 

Bf.109G-6/U2 заводская модификация; как G-6; установлена система GM 1; 

Bf.109G-6/U3 заводская модификация; как G-6; двигатель DB 605AM; установлена система MW-50 

Bf.109G-6/U4 заводская модификация G-6; установлена 30-мм мотор-пушка RB MK 108 

Bf.109G-6/N версия ночного истребителя; как G-6; установлен РЛС FuG 350 Naxos Z 

Bf.109G-8 версия разведчика-истребителя; модификация G-6; установлены фотокамеры 

Bf.109G-10 улучшенный G-6; двигатель DB 605DC (2000 л.с.); вооружение: 1 х RB МК 108 (или MG 151/20) и 2 х MG 131 (синхронные); часть самолетов имела увеличенное хвостовое оперение; установлен фонарь улучшенной обзорности 

Bf.109G-10/R1/R2/R3/R6/R7/R8 как G-10; имел варианты полевых модификаций с дополнительным и альтернативным подкрыльевым вооружением, фотокамерой или подфюзеляжным держателем 

Bf.109G-10/U4 заводская модификация; установлена мотор-пушка RB МК 108 

Bf.109G-14 модификация G-6; устанавливались двигатели DB 605AM и система MW-50; часть самолетов оснащена фонарем улучшенной обзорности; вооружение: 1 х MG 151/20 (или МК 108), 2 х MG 131; некоторые самолеты имели увеличенное хвостовое оперение

Bf.109G-14/U4 заводская модификация; установлена мотор-пушка RB МК 108 

Bf.109G-14/AS как G-6/AS; изменена конструкция мачты радиооборудования

Bf.109G-14/AS/U4 заводская модификация; установлена мотор-пушка RB МК 108

Bf.109G-14/R1/R2/R3/R6 полевые модификации с дополнительным и альтернативным подкрыльевым вооружением или подфюзеляжным держателем

Bf.109 V49, 50 и Bf.109H V54, 55 прототипы; версии высотного истребителя; двигатель DB 628A (1590 jlc.) или (V55) DB 605B (1600 л.с.); увеличен фюзеляж как у Bf.109G

Bf.109H-0 предсерийный; версия высотного истребителя; имел модифицированный фюзеляж как у F-4; на 2 м увеличен размах крыла; двигатель DB 603В-1 (GM 1) (1350 л.с.); вооружение: 1 х MG 151/20, 2 х MG17

Bf.109H-1 опытная модель; имел модифицированный фюзеляж как у G-5; двигатель DB 605A (GM 1) (1475 л.с.); установлена герметичная кабина и фотоаппаратура; вооружение как у Н-0 4-5

Bf.109K-4 (Karl) серийный; двигатель DB 605 ASCM (2000 л.с.); изменения в конструкции шасси; вооружение: 2 х MG 131 (над мотором, синхронные), 1 х RB МК 108; фонарь улучшенной обзорности; часть самолетов была оснащена мотор-пушкой MG 151/20

Bf.109K-4/R1/R3/R4/R6 полевые модификации с дополнительным и альтернативным подкрылъевым вооружением или подфюзеляжным держателем

Bf.109Z (Zwillmg) версия экспериментального тяжелого истребителя и истребителя-бомбардировщика; имел два фюзеляжа Bf.109F, соединенные центральной секцией крыла (сдвоенная конфигурация); двигатель: 2 х DB 601E-1 (1350 л.с.); размах крыла - 13, 27 м; только прототип 



Создать сайт бесплатно