Оружие Второй Мировой Войны - ТАНКИ ВЕРМАХТА PzKpfw IV
Оружие Второй Мировой Войны
ТАНКИ ВЕРМАХТА PzKpfw IV
Поиск


Меню сайта


Реклама


Реклама


Ссылки сайта
Недорогой хостинг вашему сайту



Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.09.2014, 17:21

ТАНКИ ВЕРМАХТА 

СРЕДНИЙ ТАНК PzKpfw IV

Когда в начале 30-х годов окончательно сложилась немецкая танковая доктрина, а также система тактического применения танков, все силы были брошены на подготовку соответствующей материально-технической базы. Легкие танки PzKpfw I и PzKpfw II строились из расчета на то, что они составят учебно-тренировочную базу немецких танкистов. Для ведения боевых действий предназначались новые типы танков PzKpfw III и IV. Танку PzKpfw III отводилась роль среднего танка поддержки, тогда как более мощный PzKpfw IV должен был выполнять функции танка прорыва.

   
   
Первоначально немцы классифицировали PzKpfw IV как тяжелый танк, однако в сравнении с французским 2С или советским Т-35, можно было смело утверждать, что немецкая машина «не тянула» на то, чтобы находиться с ними в одном классе танков. 

PzKpfw IV разрабатывался как 18-тонный танк командиров батальонов — отсюда и его название — Bataillonsfuhrer-wagen (BW). Вооружение танка BW должно было состоять из пушки большого калибра, размещенной в башне, и двух пулеметов: одного в башне, а другого в корпусе танка.

На основании анализа технических условий, разработанных для более раннего танка ZW (PzKpfw III) было решено, что танк BW будет вооружен 75-мм пушкой. Новый танк получил обозначение Vskfz. 618 (Versuchkraftfahrzeuge — прототип), которое 3 апреля 1936 года было заменено на Vskfz. 622. Проектно-конструкторские работы над танком вели фирмы «Рейнметалл-Борзиг» в Дюссельдорфе и «Фридрих Крупп» в Эссене.

Vskfz. 622 предполагалось одеть в 16-20-мм броню и оснастить 300-сильным двигателем, который позволял развивать скорость до 35 км/ч. Экипаж танка должен был состоять из пяти человек. Шасси, разработанное фирмой «Рейнметалл», состояло из восьми опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенных на листовых полурессорах, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса. Сверху гусеница лежала на трех маленьких поддерживающих катках.   
   

Свой прототип танка BW построила также фирма «Крупп». Ее машина имела аналогичную ходовую часть, которая отличалась только типом подвески. Бронирование танка составляло 5-14,5 мм. В качестве силовой установки использовался карбюраторный двигатель мощностью 320 л. с. 

Был еще один прототип, созданный фирмой MAN. Отличительной чертой его ходовой части, разработанной инженером Книпкампфом, были опорные катки большого диаметра, которые позже применялись в шасси танков «Пантера» и «Тигр». Машина фирмы MAN так и не вышла из проектной стадии. 

Решением технического отдела танковых войск в серийное производство пошел танк фирмы «Крупп». При этом, однако, было рекомендовано внести изменения в конструкцию подвески — установить направляющие полозья вместо первоначально использованной независимой подвески. 



Прототип танка PzKpfw IV был построен в конце 1935 — начале 1936 годов. К тому времени технический отдел танковых войск принял решение, что все дальнейшие работы по производству и усовершенствованию нового танка будет выполнять фирма «Крупп», которая же разрабатывала прототипы других версий PzKpfw IV. Танки нулевой серии строились на заводе в Эссене, производство других машин с октября 1937 года было перенесено в Магдебург. До марта 1938 года там было построено 35 танков версии А. Толщина лобовой брони этих машин составляла 20 мм, бортов и кормы — 15 мм. Бронирование башни распределилось следующим образом: лоб — 30 мм, борта — 20 мм, корма — 10 мм. Боевая масса танка возросла до 17,3 т. 

Характерной особенностью танков версии А была командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями, закрытыми бронированными стеклопакетами, и пулемет в передней части корпуса.

Башня была смещена влево от оси симметрии танка на 51,7 мм. Такая установка башни была обусловлена размещением в корпусе двигателя, приводящего в действие электрогенератор, который обеспечивал питанием электропривод вращения башни. Боекомплект состоял из 120 (122) выстрелов для 75-мм пушки KwK 37L/24 и 3000 патронов для двух пулеметов «Рейнметалл-Борзиг» MG 34 калибра 7,9 мм. 



В качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый V-образный рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 108TR, развивавший мощность 250 л. с. при 3000 об/мин. Двигатель располагался неси мметрично с правой стороны корпуса танка. 

Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из восьми опорных катков, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на листовых полурессорах. Сверху гусеница лежала на четырех маленьких поддерживающих катках. 

Следующая версия Ausf. В имела незначительные отличия от танков модификации Ausf. А, главным из которых была установка прямой лобовой плиты без пулемета MG 34. Вместо него появилась дополнительная смотровая щель для радиста, который мог вести огонь из пистолета или автомата через отверстие-амбразуру в правой стороне броневой плиты. Остальные изменения касались люков механика-водителя и радиста. На танках Ausf. В они состояли из одной части и имели отверстия для пуска сигнальных ракет. В тыльной части башни находилась стрелковая амбразура.

Изменилась также конструкция смотровых щелей в боковой стене и боковых люках башни, появился лючок для стрельбы из стрелкового оружия, а на крыше — перископ. Башня оборудована командирской башенкой нового типа, состоящей из пяти сегментов, ее бронирование усилено. Смотровые щели башенки могли закрываться заслонками. Незначительным изменениям подверглась конструкция боковых смотровых щелей в передней части корпуса, крюков для подъема башни и вентиляционного отверстия на ее крыше.



Танки Ausf. В оснащались шестискоростной коробкой передач ZF SSG 76 и карбюраторным двигателем «Майбах», развивавшим мощность 300 л. с. при 3000 об/мин. Возимый боекомплект уменьшился до 80 выстрелов и 2700 патронов. Бронирование танков версии Ausf. В выглядело следующим образом: лоб корпуса — 28 мм, лоб башни — 25 мм, борт корпуса — 20 мм, корма и днище — 15 мм. Такой же толщины было бронирование бортов и тыльной части башни. 

С апреля по сентябрь 1938 года было выпущено 42 (по некоторым источникам 45) танков PzKpfw IV Ausf. В. 

Танки версии Ausf. С мало чем отличались от машин версии Ausf. В. С сентября 1938 года по август 1939 года заводские цеха покинули 140 танков. Часть из них оснащалась 12-цилиндровым V-образ-ным рядным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения «Майбах» HL120 TRM, который впоследствии ставился на все модификации танка PzKpfw IV.

Изменения в конструкции танка версии С свелись к бронированию ствола пулемета MG 34 и к установке под пушкой отбойника, который отгибал антенну радиостанции при вращении башни и тем самым не допускал ее обрезания. 

Внешне танки версий В и С настолько похожи, что иногда бывает довольно трудно различить их. 



Во вторую мировую войну Германия вступила с модификацией D. Лобовая часть корпуса у этих машин была такой же, как у Pz. IVA, включая и пулемет. Несколько иную форму получила маска пушки. Чуть позже — в период с 1940 по 1941 год — лобовую броню корпуса усилили дополнительным 20-мм броневым листом.

Средние танки PzKpfw IV принимали участие во всех военных операциях, начиная с захвата Судетской области и заканчивая битвой за Берлин.

Накануне вторжения в Польшу в немецких войсках имелось 211 средних танков PzKpfw IV, а к началу боевых действий на Западе — 290. В основном они были сконцентрированы в дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов.

Тактико-технические характеристики

  PzKpfw IV Ausf. D
 Боевая масса, т 20
 Экипаж, чел. 5
 Длина 5920
 Ширина 2840
 Высота 2680
 Клиренс 400
 Броня, мм: 10-30
 Лоб корпуса 30
 Борт корпуса, лоб башни 20-30
 Крыша 12
 Днище 10
 Удельное давление на грунт, кг/см2 0,95
 Скорость (по шоссе), км/ч 40
 Запас хода (по шоссе), км/ч 200
 Подъем, град. 30
 Ширина рва, м 2,3
 Высота стенки, м 0,6
 Глубина брода, м 0,8

  Двигатель

 «Maйбax» HL120TRM, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения,  мощность 300 л. с. при 3000 об/мин

  Вооружение

 1 Пушка 75мм. KwK 37 L24 80 Боекомплект
 2 Пулемета 7,92мм. MG 34 2700 Боекомплект

 Страна-производитель Германия
 Год принятия на вооружение 1938


  PzKpfw IV Ausf. F
 Боевая масса, т 22,3
 Экипаж, чел. 5 
 Длина, мм 5920 
 Ширина, мм 2880 
 Высота, мм 2680 
 Клиренс, мм 400 
 Броня, мм: 20-50
 Лоб 50 
 Борт 30 
 Корма 20 
 Башня 30-50 
 Скорость (по шоссе), км/ч 42 
 Запас хода (по шоссе), км: 200 
 Подъем, град. 30 
 Высота стенки, м 0,60 
 Ширина рва, м 2,30 
 Глубина брода, м 1,0 

  Двигатель

 «Майбах» HL120TRM, 12-цилиндровый, V -образный, жидкостного  охлаждения, мощность 300 л. с. при 2800 об/мин.

  Вооружение

 1 Пушка 75мм. KwK 37 L/24 80-87 Боекомплект
 2 Пулемет 7,92мм. MG34 2700 Боекомплект

 Страна-производитель Германия
 Год принятия на вооружение 1941  
   PzKpfw IV Ausf. J
 Боевая масса, т 24
 Экипаж, чел. 5 
 Длина, мм 7015 
 Ширина, мм 2880 
 Высота, мм 2680 
 Клиренс, мм 400 
 Броня, мм 10-80 
 Скорость (по шоссе), км/ч 42 
 Запас хода (по шоссе), км: 320 
 Запас хода (по рокаде), км: 210 
 Высота стенки, м 0,70 
 Ширина рва, м 2,60 
 Глубина брода, м 1,20 

  Двигатель

 «Майбах»НL 120ТКМ, 12-цилиндровый, V -образный, жидкостного  охлаждения, мощность 300 л. с. при 2800 об/мин.

  Вооружение

 1 Пушка 75мм. KwK 40 L/48 122 Боекомплект
 2 Пулемет 7,92мм. MG34 2700 Боекомплект

 Страна-производитель Германия

 Год принятия на вооружение 1944


  Основные модификации

 Pz.IVA «нулевая» серия. Боевая масса 17,3 т. Двигатель Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. Габариты 5920х2830х2680 мм. Вооружение: 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола 24 калибра и два пулемета MG 34, толщина брони 10—30 мм. 35

 Pz.IVB прямая лобовая плита корпуса. Курсовой пулемет изъят. Введена новая командирская башенка. Двигатель Maybach HL 120TR. Мощность 300 л.с. 45

 Pz.IVC незначительные отличия от предыдущего варианта. Под стволом орудия появился специальный отбойник, который отгибал антенну радиостанции при повороте башни. На части машин установлен двигатель Maybach HL 120TRM. 140

 Pz.lVD лобовая часть корпуса как у Pz.IVA, включая курсовой пулемет. Изменена маска пушки. В 1940—1941 годах лобовая броня корпуса усилена 20-мм броневым листом. 229

 Pz.IVE лобовая броня корпуса ЗО-мм плюс дополнительный 30-мм броневой лист. Лобовая броня башни — 30-мм, маска пушки — 35-37 мм. Установлены новая командирская башенка и шаровая установка курсового пулемета. Боевая масса 21 т. 223

 Pz.lVF(FI) последняя модификация с короткоствольной пушкой. Прямая лобовая плита корпуса с курсовым пулеметом. Командирская башенка новой конструкции. Одностворчатые люки в бортах башни заменены двустворчатыми. Лобовая броня толщиной 50 мм. 462

 Pz.IVF2 75-мм пушка KwK 40 с длиной ствола 43 калибра. Боевая масса 23,6 т. 175

 Pz.lVG (Sd.Kfz.161A) двухкамерный дульный тормоз пушки. Танки поздних выпусков вооружались 75-мм пушкой KwK 40 с длиной ствола 48 калибров и имели дополнительную броневую плиту в лобовой части корпуса толщиной 30 мм. 1687

 Pz.lVH (Sd.Kfz. 161/2) 75-мм пушка KwK 40 с длиной ствола 48 калибров. Антенна радиостанции перенесена с борта корпуса на его корму. Установлены противокумулятивные 5-мм экраны. Командирская башенка нового типа с зенитной установкой пулемета MG 34. 3960

 Pz.lVJ (Sd.Kfz.161/2) технологически и конструктивно упрощенный вариант Pz.lVH. Ручной привод поворота башни. Поддерживающие катки без резиновых бандажей. Увеличенная емкость топливных баков. 1758


  ‹назад на главную


Создать сайт бесплатно